Разработка метода прогнозирования ресурса конструктивных элементов крыла самолета на стадии зарождения макротрещины с учетом кинетики накопления рассеянных повреждений

Експериментальний комплекс Ві-02-112

1. Номер государственной регистрации подтемы -0113U001855, НТУУ «КПИ» - 2669-ф.
2. Научный руководитель - член-корреспондент НАН Украины, профессор Бобырь Н.И.
3. Суть разработки, основные результаты.

Основной результат работы заключается в качественной и количественной оценке комплексного воздействия эксплуатационных и конструкционно-технологических факторов (геометрических размеров и степени пластического деформирования материала) на параметры циклической прочности элементов силовой конструкции самолетов с функциональными отверстиями на стадии зарождения макротрещины с учетом кинетики накопления рассеянных повреждений.
Рабочей гипотезой, которая заложена в работе, есть возможность увеличения циклической прочности элементов силовой конструкции самолетов с функциональными отверстиями в условиях циклической нагрузки за счет пластического поверхностного упрочнения технологического отверстия, совершенствования и обоснования технологических параметров дорнования отверстий.
Одними из важнейших разработок, которые заложены в основу работы являются:
- модель определения остаточных напряжений с учетом накопления рассеянных повреждений;
- экспериментальные исследования влияния кинетики накопления повреждений на основные характеристики конструкционных материалов;
- экспериментальные исследования зависимости усталостной прочности конструктивных элементов с функциональными отверстиями от влияния начальной технологической повреждаемости;
- оценка влияния остаточных и эксплуатационных напряжений на прочность силовых конструктивных элементов с отверстием после дорнования;
Методы прогнозирования и диагностики ресурса эксплуатации ответственных высоконагруженных элементов конструкций самолета будут базироваться на основных законах и фундаментальных положениях теории упруго-вязко-пластичности при циклической нагрузке, нелинейной механики континуальной повреждаемости и математической статистики.
Существенное уточнение расчетного ресурса по параметру мало и многоцикловой усталости ведет к обоснованному уменьшению материалоемкости ответственных высоконагруженных элементов конструкций крыла транспортного самолета.

ВложениеРазмер
PDF icon 2015_2669-f.pdf1.74 МБ